Рецензия: сборник «Поколение Брат». Вот скажи мне, американец, в чём сила?

Рецензия: сборник «Поколение Брат». Вот скажи мне, американец, в чём сила?

2022, «Первое Музыкальное» по лицензии Gazgolder

Оценка: 5 из 10.

Трибют-альбом «Поколение Брат» выпущен к 25-летию фильма Алексея Балабанова «Брат» (ну, и к 22-летию фильма «Брат-2»). В сборник вошло 10 песен, знакомых по культовым саундтрекам балабановской дилогии. Как всегда в подобных случаях, инициаторы проекта апеллируют к новому поколению, которое якобы не в силах воспринимать, не побоюсь этого слова, классические формы: «Релиз дает возможность вспомнить и по-новому взглянуть на любимые песни, оставившие отпечаток в сердцах целого поколения».

— «Поколение Брат» – это ровесники фильмов и те, кто на них вырос. Их голоса звучат на этом альбоме, превращая легендарные песни в гимны нового времени, где сила все-таки не в правде, а в любви, объясняют креативные продюсеры альбома Сергей Ильин и Павел Осовцов.

Тут надо напомнить, что в первом «Брате» героя Сергея Бодрова-младшего слушал в основном песни «Наутилуса Помилиуса», а для саундтрека «Брата-2» была собрана беспрецедентная «команда мечты» из звёзд русского рока («Би-2», Земфира, «Агата Кристи», «Сплин», «Смысловые галлюцинации», «Океан Эльзы» и многие другие). В новом трибьюте использованы четыре композиции «Нау» и шесть треков из «Брата-2».

Большинство участников нового «Брата» справедливо остереглись конкурировать с хитами из прежних саундтреков и постарались сделать свои версии максимально не похожими на оригинальные. В итоге в погоне за самобытностью местами была полностью утрачена суть. Если «Крылья» в исполнении Бутусова новому поколению кажутся слишком сложными или скучными, то в версии проекта Zoloto эту песню и подавно слушать не стоит. Баста, известный вроде бы своей адекватностью, несколько лет подбирался к собственному варианту «Вечно молодого», но, похоже, всё-таки поторопился публиковать получившееся: из его версии всё равно запоминается только мощный рефрен «Смысловых галлюцинаций», а все новые речитативные куплеты Василия на фоне припева выглядят крайне невыразительными. Anikv и Saluki попытались сделать уважительную версию «Дороги», но не очень получилось; «Казускома» представила довольно отчаянный вариант «Во время дождя», а Feduk спел «Гибралтар» по возможности похоже на Бутусова. Shortparis поменяли текст «Би-2», и песня стала называться «Полковник никому не пишет»: осталось ощущение, что можно было и не менять, всё равно для новой версии более важна форма, а не смысл – Shortparis во время записи будто представляли, как ставят под эту музыку театральный номер, но не успели придумать, зачем они это делают.

Про саундтрек «Брата-2» до сих пор спорят. Продюсер Михаил Козырев хотел тогда сделать крутейшую звуковую дорожку к крутому фильму, совершенно не думая о том, какого монстра они с Балабановым выпускают наружу. Юрий Шевчук участвовать отказался, а позже назвал «Брат-2» «чудовищным, ужасным, отвратительным националистическим культовым кино». Добавлю от себя, что фильм был отлично сделан, особенно для 2000 года, когда смотреть отечественное кино было просто невыносимо. «Брат-2» вызывал у наивных зрителей те же чувства, что и советский кинохит «Одиночное плавание» (1985), где едва ли не единственный раз было показано военное столкновение между «нашими» и американцами. У Балабанова одержимый справедливостью герой-одиночка (по профессии киллер) тоже одерживал локальную победу на чужой земле, попутно убивая неповинных людей, сея ксенофобию и убеждая в превосходстве русской нации. Неудивительно, что в эти идеи поверила и часть населения, и некоторые музыканты – участники саундтрека.

К чему этот экскурс? Например, к тому, что сборник «Поколение Брат» никаких идеологических споров не вызовет не то что через 20 лет, но даже через два месяца. Участники, скорее всего, вообще не задумывались, какие ценности для них важны, и с этой точки зрения появление трибьюта, вся идея которого сводится к формуле «странные версии когда-то известных песен», кажется ещё более сомнительным.

Алексей Мажаев, InterMedia

Фото: обложка сборника

Источник: intermedia.ru

Next Post

Дженнифер Лоуренс извинилась за свое заявление о влиянии на жанр боевиков

Лоуренс извинилась за то, что назвала себя первой актрисой в главной роли боевика Дженнифер Лоуренс. Фото: Mario Anzuoni / Reuters Американская актриса Дженнифер Лоуренс извинилась за свое заявление о том, что она является первой женщиной, получившей главную роль в боевике. Об этом сообщает издание The Hollywood Reporter. Она объяснила, что […]