Написать в редакцию
/ Аналитика

Украина пошла по миру?

Про необходимость продажи хотя бы части газотранспортной системы (ГТС) Украины информация появилась уже несколько лет назад, но особенного резонанса новость не вызвала. В чем же причина необходимости столь радикального шага и почему он не был осуществлен.

Газотранспортная система Украины, через которую на сегодняшний момент проходит часть российского транзита газа в ЕС, может потерять либо всю, либо значительную долю этого транзита. Ради сохранения значимости для европейского рынка Украина прикладывает значительные политические усилия, но вот в коммерческой области украинские чиновники и управленцы явно несильны, либо просто уровень жадности главенствует на здравым смыслом и возможностями по оценке экономической ситуации в области энергетики.

Передача управления над самым главным активом Украины, это самая крайняя и вынужденная мера. Решение вынашивалось давно, но реализация откладывалась до самого последнего момента. И вот момент настал. По заявлениям украинского истеблишмента сделать это нужно немедленно, иначе будет поздно. Однако по заявлениям польских коллег, уже слишком поздно. Все что возможно сделать это лишь сохранить малую часть транзита, поставив существующую ГТС на грань выживания. В условиях ужасного технического состояния, отсутствие возможности получения дохода, это не оставит шансов украинской ГТС выжить. Тем самым, еще больше снизит экономическую целесообразность сохранения транзита газа через нее.

Основной причиной обесценивая украинской газотранспортной сети является строительство российских газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток» суммарная мощность обоих газопроводов порядка 86,5 млрд. куб.м. в год, при этом прокачиваемый объем через Украину на сегодня 87 млрд. куб.м. в год. Вывод очевиден – необходимости в украинском газопроводе нет. Оба российских проекта будут введены уже в конце 2019 года. Единственной надеждой для украинской энергетики является то, что на полную мощность они смогут выйти немного позже и существует необходимость остаточных мощностей порядка 10-15 млрд. куб.м. в год. Но есть несколько альтернативных вариантов доставки газа потребителю, минуя Украину. Это и поставки сжиженного природного газа, и возможность заполнения пиков потребления Европой обычной закачкой газа в европейские хранилища летом. Эти варианты будут несколько дороже, чем транзит через Украину, но в целом надежнее и выгоднее, избавив Россию от политического шантажа украинской власти.

Отсюда выходит очень некрасивая перспектива дальнейшей судьбы украинской ГТС. Решение, которое Украина готовила как крайний вариант был вроде красив - отдать контроль над ГТС иностранному инвестору. Он решит все вопросы финансового характера и сумеет договориться хоть на какие-то объемы с «Газпромом». Проблема была всего в двух вещах: в оценке стоимости ГТС украинскими менеджерами, и возможности найти инвестора. Первая проблема, в безмерных аппетитах украинских энергетиков – заломив за изношенную ГТС с призрачными перспективами заоблачные цены, они даже не привлекли внимание будущих инвесторов. Вторая проблема найти инвестора отвечающего, как минимум трем критериям: богатый, смелый и готовый к огромным политическим рискам, а также сильно заинтересованный в покупке предложенного объекта инвестиций.

Но если расчудесным образом такой инвестор и найдется, то в реальности картина будет не настолько красивой. Сделку могут осуществить не на тех условиях, на которые рассчитывает Украина. Всю ГТС выкупят у Украины совершенно за бесценок. А в случае успешного проведения переговоров с «Газпромом», вся прибыль уйдет собственнику.

Как говориться «жадность – фраера сгубила». Нежелание договариваться, надежда на политическую помощь Европы и США, привели к том, что придется остаться у разбитого корыта (ржавого трубопровода).

  • Поделитесь с друзьями надёжным источником

Обсуждение материала:

Ваш комментарий

Текст
Имя*
Email*
Сайт

семь + 5 =

Ваш ответ